Пятница, 26.04.2024, 10:41
Сайт учителей физики Сафакулевского района
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа

 План работы РМО
Планирование методической работы учителей физики Сафакулевского района по теме «Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся» Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь. Я. А. Коменский Одно из приоритетных направлений обновления содержания образования заключается в необходимости вычленения новой системы универсальных знаний, умений, т.е. ключевых компетенций. Компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию и относятся исключительно к личности учащегося, компетенции проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения учащимися определенным образом составленного комплекса действий в различных учебных ситуациях. В докладе группы экспертов Всемирного банка «Модернизация российского образования: достижения и уроки» отмечается, что опыт реализации программы модернизации обнаружил серьезные проблемы:


1. отсутствие четкой связи между учебными программами, стандартами, педагогической практикой и долгосрочными результатами обучения;


2. в учебных программах, стандартах и педагогической практике недостаточно отражены современные представления о том, какие образовательные результаты являются востребованными экономикой, основанной на знаниях, и гражданским обществом;


3. педагогические кадры не готовы к обеспечению образовательных результатов в смысле развития новых навыков и способностей, необходимых России на современном этапе социально-экономического развития.


 Одним из направлений, позволяющих решить перечисленные проблемы, является введение в педагогическую практику учителей физики компетентностного подхода к обучению. Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. К ключевым компетенциям относятся: общекультурная компетенция; социально-трудовая компетенция; коммуникативная; компетенция в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий. В школьной образовательной практике можно выделить: математическую компетентность - уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями); коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) - уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться; информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; автономизационную - быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности; социальную - уметь жить и работать с людьми, с близкими, в коллективе, в команде; -продуктивную - уметь работать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них; нравственную - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что ": ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле:". Другие замечательные слова из китайской пословицы: "Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю", доказывают необходимость формирования ключевых компетенций. Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Как показало анкетирование учителей физики, проходящих курсы повышения квалификации при ИРОСТ, многие из них не владеют терминологией, не понимают сущности компетентностного подхода. Для ликвидации этого разрыва на заседаниях методических объединений рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:


1. теоретические аспекты компетентностного подхода;


2. компетентности и их классификация;


3.формирование ключевых компетентностей (коммуникативной, информационной, математической, автономизационной, социальной, продуктивной, нравственной) на уроках физики;


4. предметные и познавательные компетентности по физике.


При изучении естественнонаучных предметов следует изменить акцент с воспроизведения знаний в простых ситуациях на их использование в различных жизненных ситуациях. Значительное внимание необходимо уделить методологическим аспектам научного знания (использованию научных методов наблюдения, классификации, сравнению, формулированию гипотез и выводов, планированию эксперимента, интерпретации данных и проведению исследования). В свете перечисленных проблем на заседаниях методических объединений также рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:


1. Современное состояние, проблемы и перспективы развития физического образования в основных и средних общеобразовательных учреждениях.


 2. Современный подход к оценке качества физического образования школьников.


 3. Анализ результатов Централизованного тестирования и ЕГЭ в 2011 году по физике.


4. Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики.


5. Организация и проведение диагностики и мониторинга качества преподавания физики в образовательных учреждениях.


6. Разработка диагностического инструментария для диагностики и мониторинга качества преподавания физики в школе.


 За последнее время в преподавании школьной физики многое изменилось. Физика из основного предмета школьного образования превратилась во второстепенную дисциплину, которая практически не влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, особенно, если он выбирает такую престижную профессию как бухгалтер, банковский работник или социолог. Объем часов, отводимых на изучение физики в школе, сократился за последнее время на 20 %, более чем в три раза уменьшилось число лабораторных работ и число часов, отводимых на проведение физического практикума, сократилось время, отводимое на решение физических задач. В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру. Выбор учебника физики является одним из условий успешного обучения физике, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год» ( http//www.rg.ru ; «ВО России» № 5, 2011г) С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по физике в 2011-2012 учебном году рекомендовано использовать традиционные УМК и УМК нового поколения:

План работы РМО учителей физики Сафакулевского района на 2011-2012 учебный год






































№ занятия Тема занятия План занятия Ответственные
1

«Организация и планирование работы


учителя физики в рамках


компетентностного подхода»


1. Анализ работы РМО, задачи и основные направления работы на предстоящий учебный год:


· анализ состояния преподавания физики в 2010-2011 учебном году;


· результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11-х (ЕГЭ) и 9-х классов (ГИА) по физике в 2011 г;


· утверждение плана работы на 2011 – 2012гг.


· информация о сетевом сообществе учителей физики Курганской области(http://doirost.orbitel.ru).


 · Поощрение активных, творчески работающих в РМО учителей физики.


2. Проектирование рабочей программы по физике и включение в нее развития ключевых и предметных компетенций обучающихся средствами физики.


 3. Оценка профессиональной деятельности педагога в 2011 – 2012 уч.году (новые подходы).
Аминева С.Н.


Задания на межсекционный период:


1. Познакомиться и проанализировать нормативно-правовую документацию, изучить локальные акты образовательных учреждений, современную методическую литературу по проблеме компетентностного подхода.


2. Изучить новые подходы к оценке профессиональной деятельности педагога в 2011 – 2012 уч.году.


3. Изучить содержание обучающих программ по различным разделам и темам и программно-методические комплексы по физике.


 4. Зарегистрироваться на сетевом сообществе учителей физики Курганской области и изучить представленные там материалы по проблеме.
2 «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами физики»

1. Ключевые компетенции: понятие и виды.


2. Формирование учебно-познавательной, информационной и других ключевых компетенции обучающихся на уроках физики:


· развивающие задания и игры по физике;


· методические приемы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, мотивации, речи обучающихся и т.д.


 · решение нестандартных,


 · занимательных, исторических задач, проведение мини-исследований.


3. Открытый урок по теме занятия
Нухова Р.С.


Задания на межсекционный период:


1. Познакомиться и проанализировать современную научную и методическую литературу по формированию ключевых компетенций обучающихся.


2. Провести изучение готовности педагога к работе по данному направлению.


3. Провести диагностику сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся конкретного класса


4. Разработать по конкретным темам школьного курса физики развивающие задачи и задания и разместить их на сообществе учителей физики Курганской области (рубрика «Обратная связь», «Из опыта работы»).
3 «Использование современных образовательных технологий при обучении физике»

1. Современные образовательные технологии на уроках физики


 · технология развития критического мышления;


· проектная технология;


· проблемное обучение;


· технологии уровневой дифференциации и другие.


2. Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках физики


 · применение новых информационных технологий (НИТ) на уроках физики;


· возможности использования интерактивной доски на уроках физики;


· дистанционные формы обучения.


3.Полезные сайты для учителя физики


Лукманова Ю.Л.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Аминева С.Н.


Задания на межсекционный период:


1. Изучение научной и методической литературы по проблеме


2. Разработать серию уроков физики в рамках различных технологий (по выбору учителя)


3. На сетевом сообществе учителей физики представить разработки уроков с использованием различных образовательных технологий (рубрика «Обратная связь», «Из опыта работы»).
4 «Формирование физической компетенции обучающихся»

1. Реализация содержания физического образования в рамках компетентностного подхода


· результаты участия российских школьников в международных исследованиях PISA;


· решение задач с практическим содержанием;


· реализация межпредметных связей через внеклассную работу;


2. Итоговая государственная аттестация обучающихся 9 и 11 классов как средство оценки физической компетенции школьников.


Задания на межсекционный период:


1. разработать серию задач по различным темам школьного курса физики, имеющих практикоориентированный характер; 2. выработать рекомендации по работе РМО на следующий учебный год.


План занятия №1 РМО 2012-2013


1. Анализ работы РМО учителей физики Сафакулевского района за 2011-2012 уч. год. Аминева С.Н.


2. О проведении Единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в Курганской области в 2011/2012 учебном году. Аминева С.Н. (Сибирякская СОШ)


3. ФГОС: механизмы реализации, модели внедрения. Киреева З.А. (Субботинская СОШ)



Системно - деятельностный подход в физике
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz